Лучшие инженеры-механики автомобилестроительной промышленности попеременно решают две важные задачи: увеличивают скорость движения авто и обеспечивают последующее надежное торможение. С каждой новой моделью эта задача становиться все сложнее. Для обеспечения безопасности водителей и их пассажиров современные машины оборудуют несколькими системами торможения: основной, запасной (экстренной) и стояночной. Они отвечают за регулирование скорости во время движения, полную остановку и длительное удержание авто в одном положении при стоянке.
Торможение автомобилей основано на принципе преобразования энергии движения колес в тепловую энергию при трении фрикционных элементов тормозной системы. Помимо этого можно использовать взаимодействие других узлов авто для его замедления. Водитель должен освоить навыки и владеть несколькими видами торможения автомобиля для успешного маневрирования и обеспечения безопасности как себя, так и других участников дорожного движения.
Актуально воспользоваться замедлением автомобиля двигателем если:
тормоза автомобиля полностью или частично утратили работоспособность;
длительный спуск;
автомобиль движется по серпантину;
дорожное покрытие мокрое или скользкое.
Скорость движения машины можно снизить, не нажимая педаль тормоза, а просто перестав давить педаль акселератора. Оптимальными для двигателя внутреннего сгорания являются обороты на холостом ходу, к которым он и стремится, если снизить подачу топлива. Соответственно, снижаются обороты коленчатого вала – автомобиль замедляется. Эти манипуляции называют торможение двигателем.
Самый простой способ – торможение двигателем и коробкой передач. Подходит автомобилям с механической КПП. Водитель перестает вжимать педаль газа и, с замедлением автомобиля, постепенно понижает передачу с пятой на четвертую и т.д. Чем передача ниже, тем сила торможения больше. Почти одновременно водителем осуществляется несколько манипуляций: корректирование движения рулем, переключение передач, работа с педалями сцепления и газа для перегазовки. Переходить на пониженную передачу нужно по достижению мотором соответствующих оборотов. Эти показатели могут отличаться для разных моделей, они указаны в техпаспорте автомобиля. Преждевременное понижение передачи может спровоцировать блокировку колес, повредить КПП или нанести вред самому двигателю.
Бывает, что ситуация экстренная, а основная тормозная система отказала. Актуально воспользоваться способом торможения двигателем с усилием. Водитель резко переключается с высокой передачи на вторую. Нагрузка на мотор и коробку передач многократно возрастает, что точно выведет их из строя. Поэтому, лучше использовать этот метод только в критичных ситуациях.
Что касается автомобилей с автоматической коробкой передач, то тут все неоднозначно. Есть автомобили с функцией ручного управления или модели с встроенной функцией торможения двигателем. А есть модели, где автоматика блокирует попытки водителя использовать двигатель как тормоз или такая возможность не предусмотрена разработчиками. Вся информация указана в инструкции по эксплуатации.
Гидравлическая муфта автоматической коробки передач призвана сглаживать и компенсировать высокие нагрузки, защищая ее от повреждений. В то же время эффективность торможения двигателем снижается. Блокировка гидравлической муфты отключается на скорости около 50 км/ч, но включается масляный демпфер, что компенсирует возросшие нагрузки и предотвращает повреждение трансмиссии, особенно на длительных спусках. Время торможения при этом возрастает. Резкое переключение с высокой передачи на первую заблокировано электронными системами автомобиля, что исключает возможность усиленного торможение двигателем. Поэтому, если у Вас автомобиль с АКП, надежнее положится на основную систему торможения.
Главным плюсом такого способа торможение – исключение блокировки колес. На дорогах с низким коэффициентом трения снижается риск заноса автомобиля. Замедление агрегата с помощью двигателя обеспечивает лучший контроль над автомобилем в экстренных ситуациях. Часто это единственный безопасный способ остановить автомобиль, если основная система торможения вышла из строя.
В черте города многие автолюбители используют этот способ в целях экономии горючего. Автомобиль по инерции продолжает движение и без подачи топлива в систему ДВС. При этом покрышки колес и тормозные колодки изнашиваются меньше. Но такая экономия может оказаться губительной, если водитель осуществляет последовательность манипуляций неправильно, и повредится сам двигатель.
При передвижении по горной местности с длинными серпантинами возникает риск перегрева тормозных колодок или отказ тормозных систем. Важно все же иметь возможность в экстренных ситуациях использовать тормоза, а не тратить драгоценное время на другие ухищрения. Торможение машины двигателем на безопасных отрезках дороги позволяет поддерживать оптимальную температуру фрикционных накладок и их работоспособность.
Основной недостаток – большие нагрузки на двигатель. Их разрабатывают для обеспечения скорости движения. При постоянном торможении двигателем боковые нагрузки на поршни и систему вентиляции растут. Есть риски протечки масла и смазок из-за изменения давления в работающем механизме. Переизбыток масел в камере сгорания при низком уровне кислорода приведет к образованию нагара вокруг поршневых колец и свечей, засорению коллектора впуска и катализатора.
Еще один важный момент – при замедлении двигателем стоп-сигнал не горит и водитель машины сзади может не среагировать. Это очень рискованно, особенно в темное время суток или при плохой видимости.
Автомобилисту не обязательно использовать такой метод торможения, но освоить его стоит каждому.
Комментарий со страницы: Автоинструктор Майя
Александра
Отучившись в автошколе и два раза завалив экзамен в ГАИ, я поняла, что нужно другое решение этого вопроса!)
Сестра посоветовала Майю в качестве инструктора, чтобы отработать экзаменационный маршрут и упражнения.
Уже после первого занятия, я была в полном восторге! Очень понятное объяснение, простыми словами, даже по сто раз. Абсолютное отсутствие нервов, ощущаешь себя на равных.
Очень приятная цена за такую качественную работу. Майя идёт на компромиссы, можно договориться спокойно на удобное время.
Знания и права получены! Огромное спасибо, я очень довольна!
Рекомендую классного Инструктора