Лучшие инженеры-механики автомобилестроительной промышленности попеременно решают две важные задачи: увеличивают скорость движения авто и обеспечивают последующее надежное торможение. С каждой новой моделью эта задача становиться все сложнее. Для обеспечения безопасности водителей и их пассажиров современные машины оборудуют несколькими системами торможения: основной, запасной (экстренной) и стояночной. Они отвечают за регулирование скорости во время движения, полную остановку и длительное удержание авто в одном положении при стоянке.
Торможение автомобилей основано на принципе преобразования энергии движения колес в тепловую энергию при трении фрикционных элементов тормозной системы. Помимо этого можно использовать взаимодействие других узлов авто для его замедления. Водитель должен освоить навыки и владеть несколькими видами торможения автомобиля для успешного маневрирования и обеспечения безопасности как себя, так и других участников дорожного движения.
Актуально воспользоваться замедлением автомобиля двигателем если:
тормоза автомобиля полностью или частично утратили работоспособность;
длительный спуск;
автомобиль движется по серпантину;
дорожное покрытие мокрое или скользкое.
Скорость движения машины можно снизить, не нажимая педаль тормоза, а просто перестав давить педаль акселератора. Оптимальными для двигателя внутреннего сгорания являются обороты на холостом ходу, к которым он и стремится, если снизить подачу топлива. Соответственно, снижаются обороты коленчатого вала – автомобиль замедляется. Эти манипуляции называют торможение двигателем.
Самый простой способ – торможение двигателем и коробкой передач. Подходит автомобилям с механической КПП. Водитель перестает вжимать педаль газа и, с замедлением автомобиля, постепенно понижает передачу с пятой на четвертую и т.д. Чем передача ниже, тем сила торможения больше. Почти одновременно водителем осуществляется несколько манипуляций: корректирование движения рулем, переключение передач, работа с педалями сцепления и газа для перегазовки. Переходить на пониженную передачу нужно по достижению мотором соответствующих оборотов. Эти показатели могут отличаться для разных моделей, они указаны в техпаспорте автомобиля. Преждевременное понижение передачи может спровоцировать блокировку колес, повредить КПП или нанести вред самому двигателю.
Бывает, что ситуация экстренная, а основная тормозная система отказала. Актуально воспользоваться способом торможения двигателем с усилием. Водитель резко переключается с высокой передачи на вторую. Нагрузка на мотор и коробку передач многократно возрастает, что точно выведет их из строя. Поэтому, лучше использовать этот метод только в критичных ситуациях.
Что касается автомобилей с автоматической коробкой передач, то тут все неоднозначно. Есть автомобили с функцией ручного управления или модели с встроенной функцией торможения двигателем. А есть модели, где автоматика блокирует попытки водителя использовать двигатель как тормоз или такая возможность не предусмотрена разработчиками. Вся информация указана в инструкции по эксплуатации.
Гидравлическая муфта автоматической коробки передач призвана сглаживать и компенсировать высокие нагрузки, защищая ее от повреждений. В то же время эффективность торможения двигателем снижается. Блокировка гидравлической муфты отключается на скорости около 50 км/ч, но включается масляный демпфер, что компенсирует возросшие нагрузки и предотвращает повреждение трансмиссии, особенно на длительных спусках. Время торможения при этом возрастает. Резкое переключение с высокой передачи на первую заблокировано электронными системами автомобиля, что исключает возможность усиленного торможение двигателем. Поэтому, если у Вас автомобиль с АКП, надежнее положится на основную систему торможения.
Главным плюсом такого способа торможение – исключение блокировки колес. На дорогах с низким коэффициентом трения снижается риск заноса автомобиля. Замедление агрегата с помощью двигателя обеспечивает лучший контроль над автомобилем в экстренных ситуациях. Часто это единственный безопасный способ остановить автомобиль, если основная система торможения вышла из строя.
В черте города многие автолюбители используют этот способ в целях экономии горючего. Автомобиль по инерции продолжает движение и без подачи топлива в систему ДВС. При этом покрышки колес и тормозные колодки изнашиваются меньше. Но такая экономия может оказаться губительной, если водитель осуществляет последовательность манипуляций неправильно, и повредится сам двигатель.
При передвижении по горной местности с длинными серпантинами возникает риск перегрева тормозных колодок или отказ тормозных систем. Важно все же иметь возможность в экстренных ситуациях использовать тормоза, а не тратить драгоценное время на другие ухищрения. Торможение машины двигателем на безопасных отрезках дороги позволяет поддерживать оптимальную температуру фрикционных накладок и их работоспособность.
Основной недостаток – большие нагрузки на двигатель. Их разрабатывают для обеспечения скорости движения. При постоянном торможении двигателем боковые нагрузки на поршни и систему вентиляции растут. Есть риски протечки масла и смазок из-за изменения давления в работающем механизме. Переизбыток масел в камере сгорания при низком уровне кислорода приведет к образованию нагара вокруг поршневых колец и свечей, засорению коллектора впуска и катализатора.
Еще один важный момент – при замедлении двигателем стоп-сигнал не горит и водитель машины сзади может не среагировать. Это очень рискованно, особенно в темное время суток или при плохой видимости.
Автомобилисту не обязательно использовать такой метод торможения, но освоить его стоит каждому.
Комментарий со страницы: Автоинструктор Ася
Мария
Ася чудесный инструктор! За 4 занятия подготовились к пересдаче города. Инструктор показала все подводные камни маршрутов и поделилась видео разборами. В день экзамена звонила спросить как дела — очень высокий уровень профессионализма и эмпатии!