Рулевая рейка представлена в виде элемента, предназначенного для управления авто. Она соединяет между собой руль и колеса. Водитель будет в безопасности, если рейка исправна. Поломки случаются не так уж и редко, при этом сопровождаются странным стуком. Именно в этот момент автовладелец задается вопросом, как понять что стучит рулевая рейка или что-то другое? В любом случае придется разобраться в причинах возникновения звуков и найти оптимальный способ устранения неисправности.
Рулевое управление (РУ) включает в себя большой комплекс различных деталей, узлов и механизмов. Каждый из этих элементов может издавать странные звуки и шум. Чтобы лучше разобраться в причинах их появления, следует детальнее рассмотреть виды устройства РУ.
Винтовой тип подразумевает собой механизм, сделанный по типу «гайка-винт». Данный механизм выпускали раньше. Сейчас его не используют, поскольку КПД руля низкое.
Червячный тип помогает автомобилю приобрести дополнительную маневренность, так как позволяет поворачивать колеса на большой угол.
Реечный тип считается самым современным. Его конструкция включает в себя рейку с шестерней. Недостатков у механизма не отмечается, однако он требует регулярного обслуживания.
Рулевое колесо включает в себя усилитель. Он бывает гидравлическим и электрическим. Усилителем первого типа оснащено более 70% современных авто. Его использовали раньше довольно часто. Электрический считается более прогрессивным. Именно этот тип усилителя ставят на машины современности. Механизм отличается надежностью и экономичностью.
Прежде чем выяснить, почему стучит рулевая рейка, необходимо разобраться в признаках неисправностей. Как было уже сказано, современные авто комплектуются либо гидравлическим, либо электрическим усилителем. В зависимости от оснащения, признаки неполадки отличаются. Рассмотрим каждые из них.
Если машина оснащена гидроусилителем, то симптомы неисправности связаны обычно с насосом или жидкостью.
«Тяжелый руль». Автовладельцу для езды теперь приходится прикладывать массу усилий, чтобы повернуть руль.
В расширительном бачке постоянно уменьшается количество жидкости ГУР. Водитель замечает утечку, либо видит «сигнал» на панели приборов.
Звук. При передвижении по неровностям слышится громкий стук.
Гул. Вращая руль, водитель слышит гул, который усиливается при «глубоком» повороте. Часто вместе с гулом слышится вибрация.
Вместе с перечисленными признаками можно заметить то, что руль после поворота не возвращается в начальное положение. Также во время езды авто «ерзает», колеса не держат траекторию.
Если автомобиль оснащен электрической рейкой, то признаки неисправности будут схожими. Однако есть небольшие различия, которые необходимо знать каждому водителю. Помимо громкого стука при вращении колеса, водитель чувствует самопроизвольное вращение руля и его закусывание. На приборной панели сразу загорается иконка «красный руль». Чаще всего неполадка возникает по причине попадания воды на шток или в блок управления рейкой.
Конструкция рейки обладает высокой надежностью, но имеет некоторые «минусы». К ним можно отнести сложность установки, чувствительность к ударным нагрузкам и пр. Вибрации и иные «воздействия» выводят из строя компоненты, которые начинают воспроизводить громкий стук.
Причинами этого являются:
Износ втулки, которая установлена на одной из сторон рейки. Автовладелец слышит стук после того, как в конструкции образуется люфт.
Слабая затяжка в конструкции может провоцировать странные звуки. Но неисправность устранить легко - нужно затянуть крепежи.
Возникновение коррозии. Ржавый налет имеет свойство разрушать металл.
Проблема в пыльниках, в которые попадает грязь. Именно пыль увеличивает износ детали.
Деформация картера.
Спровоцировать стук и тугой поворот руля может также длительный простой автомобиля. Если стук сопровождается гудением, значит, поломка возникла в насосе ГУР. Он требует замены. Чтобы избежать появления стука, необходимо регулярно осматривать рейки. Они изготовлены из мягкого металла, а значит, имеют свойство быстро изнашиваться.
Чтобы узнать, как определить стук рулевой рейки, необходимо провести диагностику с целью достоверной ликвидации неисправности. Машину загоняют в гараж, где имеется смотровая яма. Двигатель заглушают, а руль поворачивают из одной стороны в другую несколько раз.
Чтобы правильно провести диагностику, потребуется два мастера. Один человек должен наблюдать за работой рейки, в то время как второй будет вращать руль. Вместе с этим следует определить наличие стука в момент, когда рычаги и тяги отсоединены. Если стук присутствует, то придется полностью менять рейку.
Поскольку причин стука рейки довольно много, водителю следует максимально точно определить источник звука. Чаще всего его издают наконечники и тяги. О разрыве наконечника свидетельствует порванный пыльник. Что касается тяги, то определить ее неисправность уже труднее. Если машина была куплена « с рук», то диагностика может затянуться. Бывают ситуации, когда бывшие владельцы меняли разорванную деталь, не ремонтируя остальные элементы.
Чтобы точно понять, что стук доносится от тяги, нужно проверить люфты в ней после снятия пыльника. Чаще всего стучит втулка, которая зафиксирована не крепко. Поскольку многие мастера не любят ремонтировать ее, они предлагают поменять узел полностью. Не стоит соглашаться на данное мероприятие, т.к. водитель рискует «выбросить деньги на ветер». Многие детали можно купить отдельно и заменить их.
Рейка часто стучит также из-за выходной втулки. Чтобы выяснить это, необходимо обнаружить люфт вала на выходе. Неисправность ликвидируется заменой старой втулки на новую. Заменять узел полностью лучше всего в случае, когда в корпус рейки попала грязь. Обычно после этого ломается вал с уплотнителем.
Многие автовладельцы помнят, как раньше водители ликвидировали стук рейки, не снимая ее. Для начала стоит узнать, почему она стучит, и только потом прибегать к активным действиям. Возможно, дело в рулевых наконечниках. Проверить их на износ можно с помощью монтировки. Если опасения подтвердились, то их нужно сразу обновить.
Если звук не исчез даже после обновления наконечников, значит, проблема кроется в другом. Возможно, стоит проверить рулевые тяги. Также стучать может внутренняя втулка.
Если в этой ситуации все оказалось в порядке, то нужно постараться найти зазор. Часто он возникает между брусом и червячным механизмом. На рейке располагается регулировочная гайка. Ее следует немного подкрутить, чтобы отрегулировать зазор. Главное, не переусердствовать. Перетягивание гайки приведет к тому, что рулевое колесо станет сложно крутить.
Поняв, как стучит рулевая рейка, водитель сможет отремонтировать ее своими руками. Конечно, можно обратиться к профессионалам, либо подвергнуть авто полной замене редуктора. Однако современные водители стараются решить проблему самостоятельно, чтобы не переплачивать за сервис. Единственная ситуация, когда придется приобретать новую рейку, возникнет при невозможном ее восстановлении.
Если проблема стука кроется в наконечниках, то отремонтировать рейку не составит труда. Водитель даже может обратиться в СТО, поскольку работа не займет много времени и будет доступна по стоимости.
Автомобиль с гидроусилителем ремонтируют по-другому. Сначала следует слить жидкость из системы, а затем провести демонтаж. Чтобы снять редуктор ГУР, необходимо открутить подрамник, позвав на помощь помощника. Одному с такой работой не справиться. Если найти напарника не удалось, то стоит обратиться к мастерам.
Если проблема скрывается в месте стыка рейки с тягой, то ремонт производится своими силами по определенному алгоритму:
Сначала нужно демонтировать пыльник.
После этого узел освобождают от смазки.
Если втулка изношена, ее меняют на новую.
С пружины счищают грязь.
Визуально осматривают пыльник на предмет трещин.
Закручивают болт, фиксирующий втулку.
Если после проведения работы стука не последовало, значит, процедура прошла успешно и правильно. Прежде чем восстанавливать рейку самостоятельно, следует приобрести специальный комплект инструментов. Найти их можно в автомагазинах.
Поломка рулевой рейки бывает серьезной, а бывает неопасной. К безопасным неисправностям относят легкий стук, который не усиливается и стук без протекания жидкости.
Если признаки неисправности дают о себе знать чаще, то стоит устранить поломку как можно скорее. Для этого проводят регулировку валов, диагностику, либо полную замену узлов. Все зависит от типа поломки.
Проблемы с рулевой рейкой не должны игнорироваться водителем. Езда в этом случае не допускается. Неполноценная рейка приводит к разным последствиям, в том числе к аварии.
Диагностика и ремонт рейки - занятие, затратное по времени и по деньгам. Тем более что не каждый водитель сможет самостоятельно отремонтировать механизм. Чтобы сохранить рейку в идеальном состоянии как можно дольше, необходимо следовать следующим правилам:
Бережное отношение. Водителю стоит бережно ездить по дороге, особенно по неровному покрытию.
Периодическая проверка уровня гидравлической жидкости. Если объем изменился, значит, неисправность таится в насосе ГУР.
Регулярная проверка пыльников. Они должны быть герметичными. Лучше вовремя заменить пыльник, чем ремонтировать в будущем рейку.
Рейка не терпит, когда руль выкручивают до упора. Лучше всего не делать этого. Также при любых стуках стоит сразу обращаться в автомастерскую, либо провести диагностику самостоятельно. Не стоит рисковать своей жизнью.
Стук рулевой рейки появляется по разным причинам. Они зависят от того, какой тип усилителя стоит в автомобиле, и как человек эксплуатирует ТС. Устранить звук можно самостоятельно, либо обратившись в СТО. В любом случае, ездить со стучащей рейкой не стоит. Это часто приводит к печальным последствиям.