Угол опережения зажигания: как выставить

УОЗ в бензиновом двигателе

Содержание:

Рано или поздно любой водитель сталкивается с таким понятием, как угол опережения зажигания. Он играет большую роль в работе двигателя и СЗ в целом. Многих водителей интересует, какой должен быть угол опережения зажигания, почему он сбивается и можно ли его выставить самостоятельно. Это действительно серьезный вопрос, поскольку регулировка угла помогает избежать различных трудностей при запуске мотора. Рассмотрим, что представляет собой УОЗ и почему стоит его выставить правильно. Но для начала нужно рассмотреть, как работает система зажигания в автомобиле в целом.

Что такое УОЗ?

Как уже было сказано, УОЗом называют момент воспламенения ТВС в камере сгорания тогда, когда поршень идет к сближению с мертвой верхней точкой. Угол обязательно должен быть правильно выставлен, так как он сильно влияет на функционирование силового агрегата. От угла также зависит КПД «движка» и общая эффективность. Таким образом, именно момент зажигания влияет на работу ДВС. После небольшого «взрыва» происходит расширение газов, поршень продолжает двигаться. Процесс довольно быстрый, но очень сложный.

Преждевременное воспламенение

Феномен LSPI (преждевременное воспламенение) - относительно новое понятие в автомобильной промышленности. Это производное от детонационного сгорания, с которым автомобильная промышленность, наконец, справилась, разработав двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием. Как это ни парадоксально, технологическое развитие и уменьшение габаритов привели к тому, что детонационное сгорание вернулось в опасную форму явления LSPI (Low-Speed Pre-Ignition), что означает предварительное зажигание на низких оборотах двигателя. Напомним, что такое детонационное сгорание в двигателе с искровым зажиганием. Во время правильного процесса сгорания, непосредственно перед концом такта сжатия (угла опережения зажигания), топливно-воздушная смесь воспламеняется от искры свечи и пламя распространяется по камере сгорания с постоянной скоростью 30-60 м/с. Образуется выхлопной газ, в результате чего давление в цилиндре повышается до 60 кгс/см2, затем поршень движется назад.

Детонационное горение

Во время детонационного сгорания искра воспламеняет смесь около свечи зажигания, которая одновременно сжимает оставшуюся смесь. Нарастание и повышение давления, температуры вызывают самовозгорание и возгорание смеси на противоположном конце камеры. Это цепная реакция детонации, приводящая к высокой скорости горения, превышающей 1000 м/с. Это вызывает характерный стук, иногда ощущение металлического звонка. Перечисленный процесс подвергает поршни, клапаны, шатун и другие элементы тепловым и механическим нагрузкам. В конечном итоге игнорирование детонации вызывает необходимость ремонта двигателя.

Еще в 80-х годах прошлого века инженеры справились с этим вредным явлением, установив пьезоэлектрический датчик детонации. Благодаря этому управляющий компьютер обнаруживает опасное явление и выбирает нормальный угол опережения зажигания в реальном времени, что устраняет эту проблему. Однако сегодня явление детонационного сгорания возвращается в опасной форме преждевременного зажигания на низких оборотах двигателя. Давайте проанализируем, как технический прогресс привел к возвращению забытых угроз в автомобильной промышленности.

Признаки сбитого УОЗ

Как срабатывает позднее зажигание

Если воспламенение смеси опаздывает или происходит с опережением, то сбои в двигателе обеспечены. Наряду с экологическими требованиями, предъявляемыми международными организациями, производители автомобилей начали снижать мощность двигателей с искровым зажиганием и широко использовать турбонаддув. Выбросы CO2 и сгорание снизились, мощность и крутящий момент увеличились, культура эксплуатации осталась удовлетворительной. Вопреки расхожему мнению, как показал пример первых литровых двигателей Ford, долговечность малых двигателей также оставляет желать лучшего. У этого решения не так много недостатков.

Однако со временем в двигателях разных производителей стали появляться странные серьезные дефекты поршней: поврежденные кольца, сломанные полки или даже трещины поршня. Проблема из-за нерегулярности оказалась сложной для диагностики. Единственный симптом, который наблюдает водитель - это неприятный, нерегулярный, громкий стук из-под капота, возникающий только на холостом ходу.

Производители автомобилей анализируют проблему, но за феноменом LSPI стоит несколько факторов. Как и при классическом детонационном горении, одна из причин - топливо с октановым числом ниже рекомендованного производителем. Второй фактор, способствующий преждевременному воспламенению, - это накопление нагара в камере сгорания. Из-за высокого давления и температуры в цилиндре нагар самовоспламеняется. Другой важный фактор - это явление смывания масляной пленки со стенок цилиндров. В результате прямого впрыска топлива бензиновый туман, образующийся в цилиндре, вызывает конденсацию масляной пленки на головке поршня. Во время такта сжатия высокое давление и температура вызывают неконтролируемое самовоспламенение даже до появления искры зажигания. Процесс, сам по себе жестокий, еще больше усугубляется правильным зажиганием (искра в верхней части цилиндра), что увеличивает давление и силу явления.

Определить, что оптимальный угол опережения зажигания не выставлен, можно по следующим признакам:

1. Запуск «движка» происходит сложно.

2. Автомобиль потребляет больше топлива.

3. Мощность мотора снижается.

4. Работа на холостом ходу довольно неустойчивая.

5. При давлении на газ агрегат не отзывается, происходит перегрев.

6. Иногда водитель слышит странные звуки, схожие с хлопками.

Все перечисленные признаки говорят о сбитом УОЗ.

Последствия неправильного УОЗ

Поняв, на что влияет УОЗ, водитель может узнать о последствиях. Ясно, что раннее и позднее зажигание негативно отражается на работе «движка». И от УОЗ здесь также зависит расход топлива и мощность силового агрегата.

Чтобы определить угол, необходимо знать следующие факторы:

1. Чем выше обороты мотора, тем ранним должен быть угол зажигания.

2. Чем меньше температура двигателя, тем медленным будет горение.

Чем больше обороты двигателя, тем более ранний требуется УОЗ. Это необходимо для исключения детонации.

Почему происходит сбой?

Сбой УОЗ - распространенная проблема. Параметры, которые уже выставлены, часто не подходят под условия, в которых машина эксплуатируется. Для конкретных условий требуется определенный угол. Его можно выставить вручную.

Но перед тем как выставлять УОЗ, стоит убедиться, что вмешательства действительно нужны. Лучше провести самостоятельную проверку на слух. Например, разогнать автомобиль до 40 км/час и резко затормозить на четвертой передаче.

Детонационные звуки с нормальным разгоном говорят о том, что вмешиваться в работу и менять угол не нужно. Если звук остается, машина не разгоняется, значит, зажигание сбилось. Если детонация так и не пропала, то УОЗ ранний, а зажигание позднее.

Выставить самостоятельно угол опережения можно прибором стробоскопом. Для бесконтактного зажигания провести настройку можно на слух, а проверить работу по методу, описанному выше.

Как противодействовать?

Во-первых, следуйте рекомендациям производителя по минимальному октановому числу используемого бензина. Если производитель рекомендует топливо с октановым числом 98, следует обязательно использовать именно его. Кажущаяся экономия быстро окупится необходимостью капитального ремонта сразу после нескольких первых серий предварительного зажигания. Заправляться нужно только на определенных станциях. Использование бензина неопределенного происхождения увеличивает риск того, что топливо не поддерживает предполагаемое октановое число.

Другой вопрос - регулярная замена масла, с интервалом 10-15 тысяч километров. Производители нефти уже адаптировали продукцию в попытке противодействовать явлению LSPI. На рынке есть масла, которые обещают противодействовать явлению преждевременного возгорания в соответствии со спецификациями. В результате лабораторных испытаний было обнаружено, что устранение частиц кальция из масла способствует этому. Замена другими химическими веществами снизила риск возникновения этой проблемы. Поэтому, если двигатель малой мощности, используется масло против LSPI, соблюдая при этом спецификации SAE и API, указанные производителем автомобиля.

Самостоятельная регулировка УОЗ

Регулировка угла опережения зажигания

Если УОЗ выставлен правильно, то возгорание смеси и сгорание происходит до того, как поршень перейдет в верхнюю мертвую точку. Данный момент можно определить по местоположению коленвала. Параметр обозначают в градусах, т.е. он показывает угол между валом и ВМТ. В случае, когда угол сдвинут, возникает позднее зажигание, и наоборот. Чтобы настроить УОЗ, необходимо взять несколько инструментов. Водителю потребуется ключ маховика, свеча зажигания и гаечный ключ.

Если рассматривать выставление угла на примере отечественного автомобиля, то алгоритм действий будет следующим:

1. Сначала необходимо отключить мотор, но при этом не оставлять машину на передаче, а использовать стояночный тормоз.

2. Около шестерни ГРМ нужно найти метки. Кроме того, потребуется выставить метку на маховике.

3. Свеча, которая находится ближе к радиатору, имеет высоковольтный провод. В него нужно вставить заготовленную свечу, прикрепить ее на массу.

4. Далее снимается крышка трамблера, а на маховик надевается ключ коленвала.

5. Коленчатый вал вращают на себя. Не допускается вращение в обратную сторону, так как это приведет к откручиванию маховика. В процессе работы нужно наблюдать за бегунком и подгонять его.

6. Метки ГРМ выставляются в зависимости от модели авто.

7. Ключ с маховика убирают, а крышку ставят в исходное положение.

8. На этом этапе разрешается включить зажигание.

Отпустив гайку крепления трамблера, водитель должен повернуть его против часовой стрелки, а затем по часовой. Необходимо дождаться искры, и именно в этот момент зафиксировать трамблер. Далее провод возвращают на свечу первого цилиндра.

В конечном итоге нужно проверить, правильно ли выставлен УОЗ. Проверка проходит во время езды, но сначала мотор нужно разогреть до рабочих значений. Разогнав машину до 50 км/час, водителю нужно включить 4-ю скорость и резко газануть. Детонация и резкое ее исчезновение при большом разгоне свидетельствует о том, что угол выставлен правильно.

Какие системы нужно отрегулировать?

Именно от конструкции системы зажигания зависит процесс регулировки. В контактной системе для поддержки нужного УОЗ на всех режимах работы мотора используется центробежный и вакуумный регулятор. Что касается бесконтактного зажигания, то его работа не отличается от контактного типа. На своих занятиях инструктор по вождению в Балашихе объяснит, что в электронном зажигании формирование и распределение импульсов возлагается на электронные устройства. Настройка системы зажигания в этом случае проходит во время проектировки и тестирования на этапе производства. Чтобы потом внести изменения, потребуется специальное оборудование. В первых двух случаях установка УОЗ достигается через верное позиционирование бегунка распределителя относительно цилиндров в конце зажигания.

Выбрать инструктора:

Отзывы:

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Майя

    Александра

    Отучившись в автошколе и два раза завалив экзамен в ГАИ, я поняла, что нужно другое решение этого вопроса!)
    Сестра посоветовала Майю в качестве инструктора, чтобы отработать экзаменационный маршрут и упражнения.
    Уже после первого занятия, я была в полном восторге! Очень понятное объяснение, простыми словами, даже по сто раз. Абсолютное отсутствие нервов, ощущаешь себя на равных.
    Очень приятная цена за такую качественную работу. Майя идёт на компромиссы, можно договориться спокойно на удобное время.
    Знания и права получены! Огромное спасибо, я очень довольна!
    Рекомендую классного Инструктора

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Екатерина

    Людмила

    Я очень боялась вождения, помню как страшно было идти на первый урок по вождению, хотя 2 года назад уже занималась с инструктором, но толку от этих занятий не было. С Екатериной все по-другому, сразу чувствуется что она хочет научить. После первого урока я уже не могла дождаться следующего. За 10 уроков научилась: парковаться параллельно и перпендикулярно, перестала боятся перестраиваться, ушел страх самого вождения, скорости. Занималась днем, Екатерина предлагала потренироваться и когда темно, и с дождем, постоянно присутствовало ощущение, что инструктор прям заинтересован тебя научить, видит слабые стороны и прорабатывает их. Теперь меня она напутствовала на самостоятельное вождение и я ей очень благодарна

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Майя

    Наталья

    У инструктора Майи брала уроки по вождению в течении нескольких месяцев с перерывами. За время отработки экзаменационного маршрута Майя спокойно указывала на ошибки и тут же объясняла, как действовать в данной ситуации. Всегда отвечала на возникающие вопросы по вождению и по эксплуатации машины. После пары занятий я стала более спокойно чувствовать себя за рулём.
    Помимо полученных знаний и навыков вождения остались и приятные воспоминания от общения с этим инструктором.
    Экзамен сдан!
    Спасибо Майе!

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Майя

    Кристина

    Выражаю искреннюю благодарность и всем рекомендую брать занятия у Майи! Отличный инструктор с огромным багажом знаний и опыта, очень вежливая и грамотная. На занятиях царила комфортная и спокойная атмосфера, благодаря чему материал усваивался отлично. Инструктор грамотно объясняла ошибки, обсуждала нюансы и давала полезные советы. Благодаря Майе стала чувствовать себя за рулём гораздо увереннее, пропал страх перед экзаменом. Я поняла структуру, научилась анализировать ситуацию на дороге. Большое спасибо за приобретенные знания!

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Майя

    Даниил и Степанида

    Спасибо за огромный опыт, лучшее отношение и отличная передача своего личного опыта!
    Я не первый кто так считает, была еще и девочка, которая также считает, что вы лучший инструктор с которым мы ездили!
    Вообщем я выбираю вас;)
    еще хотел бы добавить, что благодаря только вам я сдал экзамен

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Екатерина

    Евгения

    Огромное спасибо Екатерине. Катаем навыки с ней совсем недавно и ещё будем. Прекрасный человек, спокойная, добрая, с железными нервами и непоколебимым терпением. Подбадривает, поддерживает, полнейший позитив. Просто находка! Безмерно благодарю!

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Майя

    Лиза

    Майя — замечательный инструктор
    Благодаря ей начала чувствовать себя за рулем гораздо увереннее, лучше чувствовать машину. Особенная благодарность за то, что научили парковаться в реальных условиях города. Узнала много нового. Очень приятный в общении, заинтересованный и профессиональный инструктор. Спасибо большое!

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Майя

    Виктория К.

    Брала уроки у Майи для подготовки к экзамену и отработки экзаменационного маршрута на МКПП. Инструктор великолепная, приятная в общении, спокойная, все понятно объясняет и отрабатывает твои ошибки до тех пор, пока все не получится идеально ( что потом очень пригодится на экзамене). Майя дает максимум полезной информации на занятии, все уроки проходят в очень спокойном позитивном настроении, что очень важно для начинающего водителя. После занятий с инструктором я стала более уверенной за рулем. Майя очень грамотно и разобрала со мной мои ошибки с парковкой, что не могли до нее сделать другие инструкторы, и как результат экзамен я сдала вообще без проблем. Поэтому о занятиях с данным инструктором у меня остались исключительно позитивные воспоминания, поэтому если у вас есть страхи перед вождением или неотработанные ошибки или просто хочется научиться лучше водить — очень рекомендую заниматься с Майей.

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Майя

    Татьяна

    Хочу выразить благодарность инструктору Майе, спасибо за профессионализм, терпение, приятно обучаться у таких профессионалов своего дела. Всем советую инструктор бомба

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Ася

    Диана

    Огромные спасибо Асе, с ней очень комфортно заниматься, перед сдачей экзамена переживает как за родного. Очень профессиональна, объясняет все очень понятно и отрабатывает до последнего, сдала с 3 раза сама.

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Майя

    Мария

    09.08.2023 год — я получила права
    Это был не лёгкий путь, но очень увлекательный благодаря Майе.
    Майя — это не только лучший инструктор, в первую очередь она хороший человек.
    Когда Вы ищете себе наставника — Вы ищете друга, который сможет быть Вам и приятен и полезен.
    Майя совмещает в себе все эти качества. Она всегда с пониманием относится к ученику, чувствует как лучше объяснить сложные темы или показать на практике пути решения, не будет давать тебе ложных надежд и обещаний, но всегда будет тебя поддерживать и следить за тем, чтобы из-за каких-то маленьких неудач, ты не отходил от своей цели.
    Смотря на Майю видно, что ее работа — это её призвание, она действительно отличный специалист в своем деле
    И если вы ищете себе инструктора по душе, то я Вам советую обращаться именно к Майе.
    Мой путь с Майей не заканчивается, мы не прощаемся, а едем дальше покорять просторы нашего города и совершенствовать полученные знания, превращая их в драгоценный опыт)

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Майя

    Леонид

    Майя — прекрасный инструктор по вождению. Она говорит, как лучше поступить в той или иной ситуации. Спокойно реагирует, если что-то делаешь не так, видно, что она действительно стремится научить, страхует при необходимости. Я вижу свой успех в каждом занятии. Она настоящий профессионал и хороший человек. Очень рекомендую Майю, она способная качество обучить вождению.

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Майя

    Елизавета

    Здравствуйте! Меня зовут Елизавета. Я сегодня сдала на права и хочу выразить большую благодарность инструктору Майе (в виде отзыва). Все подробно рассказала про маршрут, показала подводные камни. Всегда была на связи и поддерживала.
    От всей души рекомендую занятия с Майей. Полезно и очень приятно общаться

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Яков

    Светлана

    Яков –инструктор «от бога». Корректный, спокойный и внимательный. Чувствуется что не занимается «отбывальщиной» — урок отрабатывается качественно и минуту в минуту!
    Мне понравился его подход к обучению: в процессе урока после выполнения задания он помогает понять где и какую ошибку совершила и доступно объясняет — как это исправить.
    После автошколы мое самое большое достижение было — ехать по прямой на 2-й передаче. Все остальные маневры были «смерти подобны». Боялась всего: ускорения, перестроения, поворотов и разворотов. Как оказалось, еще и техника вождения так себе! Парковка в условиях города оказалась не под силу (конусов же нет!).
    Яков помог справится с этим, появилась уверенность за рулем и даже стало нравиться!
    Очень рекомендую!

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Светлана

    Алексей

    Спасибо Светлане за подготовку к сдаче экзамена в ГАИ по Пяловскому маршруту. Брал несколько уроков, отработали все от и до, подтянул слабые места и вот я с правами)

    Рекомендую

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Светлана

    Мария

    Светлана — шикарный инструктор и человек! Пришла к ней после автошколы, чтобы подготовиться по маршруту ГАИ, за одно занятие с ней узнала больше, чем за всё проведённое время с инструктором автошколы. Очень четко, подробно, доступно учит вождению. Благодаря ее ориентирам все упражнения с парковками, разворотами, поворотами выполняешь потом на ура! Занятия всегда проходят в комфортной, позитивной обстановке и очень продуктивно. Выражаю Светлане огромнейшую благодарность, которую просто не передать словами! Светлана, вы лучшая! Всем советую и рекомендую!

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Светлана

    Лидия

    Хочу сказать огромное СПАСИБО Светлане. Именно благодаря занятиям с ней у меня получилось сдать экзамен. Пришла фактически нулёвая после автошколы. Светлана терпеливо, очень профессионально обучила меня всем необходимым вещам. На экзамене я парковалась идеально и не задумываясь. Светлана также шла мне навстречу, подстраивалась под мой негибкий график, находила возможность заниматься в удобное для меня время. Замечательный инструктор!

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Светлана

    Юлия

    Огромнейшее спасибо Светлане! За одно занятие рассказала и показала все премудрости парковки, все доступно и понятно объяснила. Как итог — успешная сдача в ГАИ!

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Светлана

    Елена Рудикова

    Хочу сказать большое спасибо Светлане за подготовку к экзаменам на Лобненском маршруте ГИБДД. Хочется отметить высокий профессионализм, заинтересованность в качественной подготовке будущего водителя, ее умение удобно составить график занятий ( Светлана работает и в вечерние часы). Отдельные слова благодарности за обучение парковкам. Некоторые ориентиры, работающие на 100%, Светлана нашла сама ( ни в одном ролике на Ютюбе ориентир для движения на прямых колесах при параллельной парковке я не встретила, это ее личная! разработка). Благодаря Светлане, тренировкам с ней, я самостоятельно сдала экзамен. Всего Вам самого доброго, ещё раз СПАСИБО!

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Майя

    Наталья

    У Майи я оказалась случайно, и это как раз та случайность, что называется удачей. Отработка лобненского маршрута и парковки превратилась в увлекательный захватывающий процесс, и в этом заслуга инструктора. Майя все объяснения и замечания делает спокойно, точно и очень профессионально. Каждый элемент прорабатывается до уверенного правильного выполнения. Майя внимательный, отзывчивый, чуткий человек и профессиональный инструктор. Экзамен сдан!
    Всем рекомендую: обращайтесь к Майе!
    Майя, спасибо Вам большое!

Все отзывы

Профессиональное обучение вождению

Известно, что от квалификации инструктора напрямую зависит успешность обучения.
Мы — это профессиональные инструкторы и вождение в реальных условиях.
А еще у нас можно выбрать авто, инструктора и время уроков.

Обратный звонок
×